Строительство транспортного коридора между Европой и Китаем начали всерьез обсуждать еще в середине 2000-х годов. И по мере того, как рос оборот торговли между странами, проекту уделялось все больше внимания. Ведь он обещает сокращение сроков грузовых перевозок между противоположными частями евразийского континента в 4,5 раза по сравнению с морским маршрутом, что создаст существенную экономию всем участникам международной торговли.
В 2015 году главы РФ и КНР подписали заявление о сотрудничестве в рамках создания экономического пояса Шелкового пути, который должен включить в себя и транспортные сети. А в мае 2018 года президент России Владимир Путин подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Речь в нем идет, в том числе, о строительстве и модернизации российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа – Западный Китай» (МТМ ЕЗК).
Кроме того, тема строительства новых скоростных автомагистралей нашла отражение в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства РФ № 207-р в феврале 2019 года.
Вышеупомянутая Стратегия пространственного развития РФ предполагает формирование в стране бесшовной опорной сети скоростных автомобильных дорог. Речь идет о российской части коридора между Европой и Китаем, которая будет включать в себя скоростные автотрассы М-11 «Нева», ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога в Подмосковье) и М-12 Москва – Казань.
Автодорога М-11 достроена, строительство ЦКАД практически завершено. Что касается новой трассы М-12 (было принято принципиальное решение построить новый этап коридора «Европа – Западный Китай» с нуля, а не модернизировать уже имеющиеся дороги), то она пройдет по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской республики и Республики Татарстан.
В результате скоростное автомобильное сообщение будет обеспечено между четырьмя из восьми крупнейших агломераций России: Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской. Предполагается, что трасса даст связанным ею субъектам РФ дополнительный импульс к развитию за счет создания 85 000 новых рабочих мест в процессе строительства и на этапе эксплуатации, а также благодаря укреплению межрегиональных экономических связей. В целом макроэкономический эффект строительства трассы оценивается в 2,4 триллиона рублей.
Еще в 2009 году разработка проекта новой автомагистрали вошла в программу деятельности Госкомпании «Автодор». В 2018 году проект стал частью «Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры»
О старте строительства М-12 премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил 10 июля 2020 года. Глава правительства подчеркнул, что данный проект не только «самый масштабный в России», но и «имеет особое значение для всего евразийского пространства».
Названия у новой скоростной автомагистрали еще нет. Однако уже озвучивались различные варианты: например, «Евразия», «Восток», «Казань». Вероятно, итоговое решение может быть принято в результате интернет-голосования.
Между тем в начале марта 2021 года стало известно, что М-12 предлагается оформить в том же стиле, что и ЦКАД: в серых и оранжевых цветах, являющихся корпоративными для Автодора. Единая цветовая гамма сделает трассу узнаваемой и поможет сформировать архитектурный стиль. А оранжевые элементы, как показывает практика, уже сложившаяся на ЦКАД, делают поездку по скоростной трассе не монотонной, и не позволяют водителям заснуть за рулем.
Работы над проектом будут включать в себя восемь основных этапов, а также нулевой этап. На сегодняшний день уже ведется подготовка к возведению основания М-12 на нулевом этапе, включающем 65 километров от МКАД до развязки с Центральной кольцевой автодорогой и от ЦКАД до развязки с трассой А-108 «Московское большое кольцо». Кроме того, началась подготовка территории от Москвы до Владимира и южного обхода Казани, развернуты предварительные работы на четвертом и шестом этапах трассы.